О добре и зле

Говорят: "Не делай добра, не будет зла". Но как же так, почему? Я задавала этот вопрос себе не раз, и вот к какому выводу пришла. Не всякое добро, вызывает в ответ зло. А только то, о котором тебя не просили. И это первое, что надо понять и усвоить: не просят - не помогай, не лезь со своим добром, так как понимание, что есть добро, а что зло, очень сильно различается у разных людей.

У Ошо есть притча о черепахе, которая пол дня перебиралась через дорогу, а сердобольный человек, увидев ее, взял и отнес на обочину (из лучших побуждений, чтобы ее какая-нибудь телега не переехала), и пришлось черепахе все начинать сначала, потому что перенес он ее туда же, откуда она свой путь утром начала.

И второе соображение. Делая добро, не жди ничего в ответ. Иными словами: добро должно быть безусловным, как и любовь безусловной. Как это понимать? Я люблю, потому что люблю (а не потому, что ты меня любишь, а ты разлюбишь, и я разлюблю - это любовь с условием). Так и добро. Ты делаешь добро, потому что ты это хочешь делать, сделал - получил удовлетворение, так чего же ты еще ждешь? А, все-таки ждешь? Вот и получаешь, но совсем не то, чего ты ждал, увы...

Отсюда второе правило: если тебе делать доброе дело в напряг, не делай его, а если это твоя потребность, - не жди за нее благодарность.

И вот если выполнять эти два правила, то зла в ответ на добро в принципе не должно быть...

А иллюстрацией к этим моим размышлизмам я выбрала картинку с цитатой из наследия персидско-таджикского поэта Абул Хасана ибн Джулух Фаррухи Систани. И вот почему. Не согласна я с поэтом. Наоборот, добро творить гораздо проще. Да, оно требует усилий, но ведь и зло без вложений труда, времени, сил не совершить. Однако для человека с моральными устоями совершить какое-то даже небольшое, по нашим человеческим меркам, зло, на самом деле, надо приложить очень много усилий. Сначала убедить себя, что это не зло, ничего плохого, мол, я не делаю. И вот эта очень распространенная формула уговаривания себя на нечистое дело: "Все так делают"...

А где-то там в подсознании остается заноза, что нет, не все, и что все-таки неправильно он поступил. Отсюда вытекает объяснение, почему человек, совершивший подлость по отношению к другому, обычно его не любит, мягко говоря. Да потому, что этот человек, даже если жертва и не подозревает о предательстве друга (соседа, коллеги, знакомого), служит для предателя немым укором, вечным напоминанием о его неправоте...

И кстати, отсюда же вытекает и еще одно следствие: согрешивший раз, согрешит еще не раз...


Рецензии
Различение добра и зла - очень глубокая тема. И ты, Оля, по-моему,очень вдумчиво подошла к ней в своих размышлениях, причем так, что и читателю есть о чем поразмыслить в свою очередь. Спасибо!
Я вот подумал о черепахе из притчи и о человеке, который её переносил. Он что - был слеп? Или с видящими глазами, но ничего не знал о черепахах? Как он не понял, в какую сторону черепаха ползла?
Вывод, прежде чем делать добро, как ты его понимаешь, подумай о цели и о последствиях твоих действий...
Но тут одно цепляется за другое, и выплывает следующий вопрос-проблема: как же всё-таки творить добро - по наитию или по трезвому размышлению? Ведь наш разум искажен грехом, часто подсказывает нам неверные решения (человеку свойственно ошибаться!), а интуиция, она может быть по научению нашего ангела-хранителя. И об этом люди размышляют и спорят веками...

Анатолий Петин   13.01.2018 12:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Толя, что поделился мыслями. О черепахе я тоже думала, а потом решила, что здесь есть еще и скрытый подтекст, когда добро творится совершенно бездумно, для галочки, второпях, то как раз такой результат и получается. Но сам побудительный мотив - помочь - все-таки должен исходить из сердца, по наитию, как ты пишешь. А по разум не только подсказывает неверные решения, но они могут быть продиктованы и соображением выгоды. Даже такой, что зачтется на том свете... А мне вот кажется, что не зачтется такое добро ради этого самого пресловутого "зачтется"...

Ольга Безуглова   13.01.2018 12:47   Заявить о нарушении
А еще в этом вопросе не обойтись никак без понятного и четкого определения, что же всё-таки есть добро, и что есть зло. Вот скажем - убить больного человека - это зло или нет? (Все дружно скажут - зло и грех.) А убить безнадежно больного, испытывающего мучительные страдания, человека, по его настоятельной просьбе? Эвтаназию осуществить? Тут, я думаю, многие задумаются, что же это, добро или зло, а если и добро в определенном смысле, то не грех ли это всё-таки?
Ладно, извини, Оля!.. :-)
Желаю дальнейших творческих успехов!
С уважением и дружескими чувствами,

Анатолий Петин   13.01.2018 12:57   Заявить о нарушении
Насчет эвтаназии - это ты точно заметил. Совершенно неразрешимый вопрос для меня. И независимо от того, по какую сторону вопроса стоишь...

Ольга Безуглова   13.01.2018 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.