Заметки на полях судьбы. Об учителях и путях

Сегодня меня спросили: критикую ли я наших учителей-востоковедов, у которых мы (наши духовные предки) учились – русской словесности, филологии, философии, переняли европейский образ мышления, но соединили со своим? Как я отношусь к их «первым» ученикам (своим духовным предкам), которых позже убили люди социалистического реализма и советской власти?

Отвечаю. Нет, не критикую, но не перестаю изучать, а потому иногда привожу факты, которые имеют место и сегодня. К духовным предкам своим отношусь почтительно, других, духовных, предков не вижу и не наблюдаю и по сей день. А потому многое мы должны ещё унаследовать и изучить, но только по собственному желанию. Если таковой охоты нет, то и речи о дальнейшем развитии бурят-монгольского народа не может быть. Всё в мире на что-то опирается и от чего-то произрастает, а не появляется из ниоткуда.

Вот несколько фактов, имеющих продолжение и в наши дни. В некоторой степени здесь нечто из расовой теории для избранных.
«Собирание и изучение фольклора народов евразийских степей способствовало более глубокому и всестороннему пониманию процессов развития мировой культуры. В науку был введен колоссальный ранее неизвестный фольклорный материал, заставивший по-новому взглянуть на жизнь и творчество скотоводческих народов, которым прежде отказывали в способности создавать самобытные поэтические произведения. Даже такой выдающийся знаток монгольского быта и культуры, как А. М. Позднеев, считал, что у современных монголов нет своего эпоса. О значении собирательской деятельности Ц. Жамцарано выразительно написал известный сибирский историк и этнограф Н. Н. Козьмин: «Огромные собрания эпоса, произведений так называемого народного творчества турецких и монгольских народностей, составленные Радловым, Катановым, Жамцарано, Барадийном и др. разрушили начисто тот научно-литературный предрассудок, согласно которому туземцы были погружены в умственную и нравственную спячку и были лишены творческих сил. Пред взором европейских ученых вскрылась колоссальная работа поэтического творчества и картины вековых дум над национальным прошлым и народными судьбами».
(А. М. Решетов. «Ориент» Вып. 2-3, 1998 год. 12 стр.).
Примеров подобных высказываний можно найти очень много.

Но и сегодня не прекратились и не прекратятся (святая простота!) «восторги» некоторых учителей и соратников, не идущих по уровню развития ни в какое сравнение с предыдущими, по поводу одаренности и мыслительных способностей нерусских народов, особенно бурят-монголов, которые (оказывается! и умственно, и нравственно!) могут существовать на равных со всеми.

От таких восторгов без ума многие представители нерусских народов, особенно в национальных образованиях, наивно полагающие, что их воспринимают за равных. Но  воспринимают их либо ниже, либо выше кого-то и чего-то:)))
В том-то и прелесть буддизма, что это - срединный путь, без предпочтений,если не ошибаюсь.
Некоторые без ума в буквальном смысле: есть случаи, когда нерусские, но русскоязычные литераторы попадали в психиатрические лечебницы… Повторяю, что человечество еще не решило расовых проблем, не говоря ещё и о национальных. (Эти проблемы решает каждый на своем уровне. А те, кто решили, более этих вопросов не затрагивают. Их волнуют другие темы).

Кстати, именно по этой причине, которая обязательно повлечёт множество других, негативных, я даже не думал о публикациях во многих изданиях, присутствие в которых считается признанием вершины мастерства, (как будто у всех вершин есть окончательное:))) окончание). Двум богам служить нельзя.

Естественно, я, несомненно, имел и имею все шансы «протолкать локтями и чем угодно ещё» совершенно другой, так сказать «блистательный» путь себе (мечта многих бедолаг!) чем, тот который при моей, не обременённой восторгами со стороны, жизни становится маленькой частью большого пути монгольской нации и, возможно, обогащает русскую литературу, о чём иногда говорят мои друзья – русские писатели. Но это мой путь и другого пути не могло быть.

Жаль, конечно, что я не стал экзотической жертвой восторженных советских и российских учителей))) Сочувствую им. Но это естественный путь. Думаю, что и по этому поводу восторги неуместны. Ведь только так мы можем говорить на равных.

На снимке: справка по делу Ц. Жамцарано. Захвалили, затравили, убили, оправдали. Где ещё такое возможно?


Рецензии