IV. Десять универсальных правил гения

                   Зачастую мы, пользуясь такими словами, как «индивидуальность», «талант», «гениальность», совершенно не осознаем абстрактности этих определений. А глобальная убежденность «я знаю людей, которые превосходно пишут стихи, абсолютно не работая над этим. Дар – это от Бога» заставляют нас опускать руки, не найдя в себе искры Божией, а иных, напротив, мнить себя гениями, пребывающих в вечном ожидании, что гениальность их вот-вот распустится, подобно подснежнику после холодной зимы. И стоит ли прилагать усилия, коли творческий процесс столь зависим от дара?

                   Человек может все! А законы жизни, в том числе письма, просты, как два плюс два, как и все что создала природа, необходимо лишь осмыслить их, пропитаться ими. Дай Бог, чтобы на каждого снизошло такое озарение. Но для этого надо х о т е т ь. Я верю в вещественную основу гениальности и таланта, я верю, что ее можно просчитать, как просчитывают  ходы в пасьянсе.

                   Но литература, живопись, музыка хоть и не несут нам материальных благ, все же не могут питаться лишь потоками из Вселенной.  Невозможно пощупать руками «Волшебную флейту» Моцарта, но она ласкает наш слух (чей-то ласкает, чей-то нет), невозможно поймать и съесть строки из «Зимнего утра» (кого-то они приятно волнуют, кого-то нет). Пушкина, Шекспира, Вольтера принято считать гениями, просто потому, что п р и н я т о. Мы, дети настоящего и будущего, впитавшие этот постулат, доверяем лишь тому, что вогнали в наши головы. Но эти люди потрясли мир, когда тот был безграмотен на 90 процентов. Их подвиг крепко вбит в наши умы, и вместо того, чтобы служить светочем в любом начинании, тормозит наше развитие.

                   – О, как вы это сделали, этого вашего Давида!?!?

                   – Я отсек все лишнее, и только.

                   Мало взять кусок мрамора и отсечь все лишнее, даже если «Давид» будет лучше в десяток раз... Сегодня гений - гений, а завтра – мусор на помойке. Равно как и наоборот, сегодня гения сбросили в общую могилу, к трупам прокаженных, а на завтра его произведения играют, и восторгаются его умом.

                   Все эти высокопарные «Талант», «Гений»!.. Иногда случается, что природа наделяет одного человека более совершенным мозгом, более мобильным, с более объемной памятью. Но, увы, если гений родится где-нибудь в Уганде, или на Чукотке, то помрет он безызвестным в Уганде или на Чукотке. Чтобы из рожденного гением выросла машина, штампующая стихи, музыку, теоремы, законы и проч., проч., надо развивать этот от природы достойный мозг. Нужно стоящее образование, нужно насиловать свою память, чтобы извилины напрягались, как гитарные струны, тогда мозг, впитав информацию, начнет ассимилировать ее, раскладывать по полочкам и выдавать порционально в иных вариациях в виде стихов, музыки, теорем и законов.

                   Когда необходимо прибегнуть к примеру, первым всегда на ум приходит Пушкин. Какое образование он получил? Что он ежедневно читал в лицее, когда находился в ссылках и так далее? Кто был его учителем? Их жизнь – жизнь людей XIX столетия, – а тогда еще не наступил прогресс, - это неспешное существование. Они могли позволить себе полдня любоваться живописным пейзажем, перебирая в памяти строки Гомера, Данте, Петрарки. Все эти авторы были не просто школьной программой, это были "Донцова" и "Акунин" тех дней.

                   Родитель Моцарта разрушил тому психику нещадной дрессировкой, прежде чем сделать великим композитором.

                   Паганини порой питался лишь нотами и на завтрак, обед и ужин.

                   Оттого в наши дни не рождаются Пушкины и Лермонтовы, увы, что прогресс - сын лени - искушая, манит возлечь в покое и ожидать манны, а духовная пища низкого качества забила нам вены дрянью. Страстность, жажда нового не бурлит нашей крови, хладит кожу и превращает нас в живых мертвяков. Откуда же взяться гениям, коли все так вокруг печально?

                   Я, разумеется, ошибаюсь.

                   Абсолютного ничего в природе не бывает. Дабы не исчезнуть в прахе веков, она раз в сто лет сама рождает в избранных детях своих ту самую искру.  Но прошло уже немало столетий, и человек догнал свою прародительницу, он – достойный ее компаньон (если бы еще не был столь неделикатен!). Рождать гениев может уже сам, когда ему заблагорассудится.

                   Что произойдет, если присовокупить субъективный критерий, личностный к логическому, рациональному, математическому просчитыванию формул стихов или созданию идеальной математической модели произведения?

                   Некий малый с далеких, малообразованных частей планеты испытав самое невероятное на свете чувство, которое переполняло его так, что рвало сердце на куски, не сможет об этом поведать миру, поскольку не будет знать как. И профессор филологии, пусть даже академик, жонглирующий словами, как бог и имеющий словарный запас более 50 тыс. слов так же не напишет шедевра, если его сердце пусто, а в мозгах отсутствует область, отвечающая за воображение.

                   Поэтому в с е г о должно быть. Баланс. Природой заложенный. Беря из одной чаши – духовной, не стоит забывать о другой – материальной. Взяв в равных частях из обеих чаш, мы получаем гармонию красоты, или красоту гармонии. А она все же логически определяется, иначе не было бы поэзии и поэтов, художников, музыкантов которые тем и занимаются, что пытаются дать определение «красоте», «любви», «жизни», «смерти». И без ритма, симметрии, пропорции, различных просчитанных моделей сложения и вычитания любое творчество было бы бесформенным чудищем, сотворенным из наших разногранных мыслей. Не стоит забывать о наследии, памяти поколений. Когда-то миллион лет назад древний человек начертал пару палочек и закорючек, сильно исстрадавшись из-за любви к дочери вождя племени. Так появился первый поэт. А потом уже из этих закорючек и палочек к нашему столетию выросли ямбы, хореи, сонеты. Ведь пытались люди создать правила, исходя из того, что вот так звучит лучше, чем иначе.


Рецензии
Сложно всё это... Дар Божий придумали европейские журналюги в 19 веке, а до этого 1000 лет, до Ренессанса, Творчество вообще было под смертельным запретом.
Чехов говорил, что чем больше человек пишет, тем вероятнее он однажды начнёт писать хорошо. Сам он был двоечником и второгодником, а Льва Толстого отчислили из университета за неуспеваемость.
Тагор говорил, что природный ум способен заменить любое образование, но никакое образование не заменит природного ума.
Главное - книги. Чем больше человек их читает, тем сложнее нейронные связи в его уме, и тем их больше. А там однажды что-то и взойдёт...

О, как приятна солидарность,
Когда, издёрганный Судьбой,
Я говорю себе: БЕЗДАРНОСТЬ!!!
...И соглашаюсь. Сам с собой...
:-)))))

Валерий Брусков   17.01.2018 15:36     Заявить о нарушении
Вы затронули проблему творчества, его технологию, оказывается есть такая. Я это знаю точно, потому что половину моего трудового стажа, я был инженером-конструктором. Слово ИНЖЕНЕР, имеет латинское толкование ИН - ГЕНИУМ, - в гениальности. Один чудак, как-то спросил меня: "А ты когда нибудь занимался творчеством?", я не знал что ему ответить, это было моей работой. Скорей всего творчеством чудак считал: рисование, игру на музыкальном инструменте,сочинительство. Я не смог ему объяснить, что сочинять машины и механизмы это тоже творчество, поэтому только один из десяти получивших достойное образование, становится инженером, остальным приходится подвязаться в начальниках.

Владимир Тунгусов   19.01.2018 04:41   Заявить о нарушении
Иногда первую треть своей Жизни
набираются ума только для того,
чтобы оставшиеся две трети
благополучно глупеть на каком-нибудь
тёплом местечке...
:-)))))
Творчество - это поиски алгоритмов.
ВО ВСЁМ.

Валерий Брусков   19.01.2018 05:35   Заявить о нарушении
Алгоритмы искать не надо, они уже существуют, - АРИЗ, - один из них.

Владимир Тунгусов   19.01.2018 11:19   Заявить о нарушении
Что такое АРИЗ?

Валерий Брусков   19.01.2018 12:03   Заявить о нарушении
АРИЗ, - Алгоритм Решения Изобретательских Задач. Творчество, это почти всегда новый взгляд (изобретательство), даже если это взгляд на старое.

Владимир Тунгусов   19.01.2018 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 136 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.