II. Пойми меня, или я умру!

 
                   Не пиши для всех -
                   Не взойдёт посев,
                   И напрасен твой будет труд.
                   Для себя пиши,
                   Для своей души,
                   И тогда тебя все поймут...
                                      Вадим Шефнер



                   Порой хочется в отчаянии воскликнуть: «О, да, разумеется – как легко! Пиши для себя и невнятному бормотанию твоей души вся планета бросится внимать, слушать твои страдальческие излияния, подперев подбородок ладонью и тихо роняя слезы умиления».

                   Нас так много, и каждый влюбляется, страдает, чего-то добивается, бывает поражен, всеми покинут, обретает победу, свободу, мечту, у каждого рождаются долгожданные дети, умирают близкие... По крайней мере, многие  из нас переживают эти знакомые чувства, которые по-своему индивидуальны и неповторимы. Но, взяв в руки перо, невольно задаешься вопросом, нужен ли я миру, и нужны ли ему мои чувства и переживания?

                   Вокруг столько достойных писателей, поэтов, музыкантов, живописцев! Все мы влюблены в  искусство! Вспомним, как проникновенны прославленные «рабы» Микеланджело, фрески с изображением всего анатомического атласа. Его называют «гением», его творения наделены чем-то сверхъестественным. Он изображал не мертвое мгновение, как большинство его современников, а движение. В  его творениях есть прошлое, настоящее и будущее.

                   Сотворение Адама.

                   Первый взгляд на фреску – Адам недвижим.

                   Второй – Бог протягивает ему руку.

                   При третьем взгляде можно увидеть, как Адам оживает.

                   Движение.

                   Гений, несомненно. Но был ли он понят современниками? Он творил, не оборачиваясь на «вчера», а устремив взор в «завтра». А понятие «гений», примененное к нему, как было в средневековом, темном смысле, так и осталось. Он влиял на умы людей. Как же он это делал? О, дьявол, загадка! Что он изобразил на фресках, отчего мы заворожено глядим на них и восторгаемся?.. Лишь не так давно ученые обнаружили, что это «нечто» – человеческие органы! Божественное происхождение человека. Можно предположить, что сам Микеланджело не верил в это, ведь рука Бога так и не соприкоснулась с рукой Адама.

                   Осмелюсь припомнить и Да Винчи. Его жизнь это долгие годы познания и адского труда. Хочется верить, что создавая махолёт, он не ограничивался желанием на секунду побыть птицей, а его мысли – мысли гения – были выше собственных желаний, он устремлял усилия на пользу человечества.

                   Отчего же мы – писатели, графоманы, поэты делаем своим лозунгом столь эгоистичный призыв?

                   «Больше нет сил терпеть, поэтому я пишу» – разве не так позиционируем себя мы – многие авторы подобных этому порталов? А многие ли из нас задаются вопросом: «А кому это будет интересно? Я смогу своим пером повысить духовное наследие того социума, в котором живу?» Писатель ведет за собой массу, он должен давать! Но не только ошметки своих страданий, но пищу для размышлений, настроение. Печален случай, когда некто, излив душу в необъятный вордоский файл, вдруг понимает, что его никто не услышал. Прошли мимо, даже короткого бессмысленного взгляда не кинув! Что ж теперь делать? Сесть на электричку, уехать за город, выйти в поле и погрозив кулаком в небо, обрушить на Господа  хулу, за то, что не наградил талантом?

                   Но в таланте ли дело? Быть может, не хватает толики усердия? Иной раз стоит оглянуться и посмотреть на себя со стороны. И если  написанные Вами  строки, вдруг покажутся вам... Вам самим!.. невыразительными, плоскими, унылыми, кричащими о боли, но зачастую совершенно непонятными, то это в очередной раз доказывает, что Вы готовы, Вы раскрыты для совершенства. Признание ошибки – уже на четверть пройденный путь к тому  идеалу, что подарит, наконец, заветное успокоение. А это ли не цель? Вы, возможно, мой друг, очень талантливы, но если остановитесь и, взглянув в зеркало, вдруг осознаете это, то наступит конец всему творчеству, которое есть не что иное, как процесс и наслаждение процессом. Немного уточню, что вовсе не желаю Вас поучать, или же делать какие-либо наставления, я всего лишь делюсь с теми мыслями, которые посещают многих, но не все отдают им должное. Отдавшись порыву безудержной страсти, не стоит забывать, что в бешеной скачке можно растерять часть смысла. 

                   Я не говорю о той когорте людей, которые пишут исключительно для себя, не испытывая потребности быть понятым и найти единомышленников. Они счастливы – литературные ресурсы им не нужны, у них есть стол. Но если Вы опубликовали свое творение, значит, возжелали хотя бы крупицу славы и признания, значит, в вашем сердце воспылал огонь алчности. Ничто человеческое нам не чуждо, и я охотно признаю в себе этот порок.

                   И если этот огонь не дает покоя, то придется обратиться к тем, которые имели успех.

                   Эти шекспиры, пушкины, байроны и гете, на каковых мы молимся и каковых нам никогда не превзойти, не сказали нам, как постигали азы искусства. Верить, что научиться можно всему, если захотеть, еще никто не запрещал. А вера – чувство способное снести любые преграды.

                   Признанные гении имели достойное образование, а если не имели, то шли пешком до Москвы, чтобы его получить.

                   Ныне образование, что дают нам среднестатистические школы, заслуживает сожаления, ВУЗы – увы, тоже. Не всяк пишущий имеет диплом филолога, по большей части на литературных сайтах люди вообще никогда не соприкасались с истинной кухней писательства и о литературе имеет представление из своего круга чтения и школьной программы. Школьная программа, нацеленная лишь на знакомство с литературой, по большей части не дает возможности понять, на чем зиждется искусство писать. Читая «Евгения Онегина», мы чувствовали все интонации автора, тона и полутона переживаний героев, и в наше подсознание закрались четкие, устоявшиеся: «Онегин – подлец, а к разнесчастной Татьяне мы должны питать сочувствие». Нас учили мыслить, понимать героев, то есть разжевывали лишь эмоции во всех ее проявлениях. Но не учили, как автор это, черт возьми, делает?! Почему у него такой живой текст, отчего мы волнуемся, каждый раз перечитывая! Какими приемами он пользовался? А ведь с помощью статистики и опытов нетрудно выяснить, какие слова заставляют волноваться, переживать, какие – оставляют равнодушными. Да, конечно, если поэт, скажете вы, обладает, трепетной душой, то сам найдет подходящие формулы. Но, нет! Не впитав их с детства, он не будет знать об их существовании.

                   Но как проникнуть в тайну пера? А если попытаться изловчиться и закинуть удочку в строки Шекспира, Гомера, на некоторое время превратив разум в фильтр и направив его на отлов тонкостей? Пробовали ли Вы читать не как читатель, а как писатель? Не во всех нас сочетаются добродетели, должные иметься в наборе каждого литератора. Кто-то постигает сразу, кому-то надо время и усидчивость. На самом деле искусство изложения мысли, хоть и считается субстанцией сверхъестественной, как некогда понятие о форме земли, но все же эта цель не столь непреодолимая. Важно лишь питать надежду и гореть любовью на мгновение представив, что формула любви проста: голова – сердце – голова. А не пропустив информацию в мозг, она до сердца не дойдет.

                                                                                                                                                                                                                   Искренне Ваша Юлия Ли-Тутолмина


Рецензии
Ничего себе! Отозвался на первую часть,
иду дальше, а тут моя мысль, да так высказана...

Не пиши для всех -
Не взойдёт посев,
И напрасен твой будет труд.
Для себя пиши,
Для своей души,
И тогда тебя все поймут...
Вадим Шефнер
Знать и я не совсем тугой.

Про Да Винчи. Мысль ясна. Но, я бы написал:
"Его жизнь это долгие годы ( не адского) титанического труда познания".

Василий Овчинников   15.01.2018 09:02     Заявить о нарушении
Хорошоий ,профессиональный текст(как я его себе представляю),похож на редакторский,но это для литераторов,людей с трепетом к письму,а не тем кому не всегда собраться черкнуть пару абзацев,а значит и переживать не о чем,так-мимо проходили...

Александр Соколенко 2   17.01.2018 13:35   Заявить о нарушении
Понравился призыв к чтению, с точки зрения человека пишущего. Сознаюсь, грешен, именно этим я здесь иногда занимаюсь, только радости это приносит не так много как хотелось бы. Есть довольно сильные произведения, их мало, но это можно понять, пишут то обыкновенные люди, это всё равно интересно. Разве не интересно узнать, чем живут наши люди? Это можно понять даже не из профессиональной литературы.

Владимир Тунгусов   18.01.2018 19:45   Заявить о нарушении
Несомнено:нет лишнего или не интересного опыта,жаль пишут люди мало,это все же узкий сегмент общества,по своим вижу:"брось к черту этот комп,возьми мобилу,если не слышу твоего голоса,кажется,что издеваешься!"-да письмо примитивней мобилы,уже сенсоры коммуникации,но кому -как,мне ближе письмо.

Александр Соколенко 2   18.01.2018 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 180 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.